«Глазами очевидца» Василий Шпилка.

Во время Великой Отечественной войны без вести пропали тысячи солдат. Потери были настолько масштабными, что не всегда находилось время похоронить солдат, многих так и оставляли на поле боя. Линия фронта изменялась, места сражений обрастали мхом, деревьями, кустарником, а тела солдат так и остались лежать, где-то там, не захороненные. Они лежат там до сих пор…

Следующий цикл хочется назвать «Глазами очевидца». Именно этот человек, поисковик из г. Великий Устюг — Василий Шпилка предоставил нам в музей данные экспонаты, частично на временную выставку, часть экспонатов в постоянное хранение. Первоначально был замысел просто дополнить витрины новыми предметами, но в ходе работы получилась отдельная тематическая экспозиция. О своей работе, поисковом отряде, Волховском фронте — рассказ от первого лица.

Василий Шпилка: «Пока солдат не похоронен, он сражается».
Вместе с товарищами мы ищем погибших не погребенных солдат второй мировой войны на Волховском фронте Синявинских болот. В истории об этом очень мало информации, а в школьной программе практически ничего нет. Это восточная сторона реки Невы. Бойцов, которые остались здесь на поле боя, сотни. Фашисты заняли господствующие территории на Синявинской высоте, а наши солдаты оказались внизу, где практически вся местность — болото.
Бои за высоту шли долго, с конца августа 1941 года по январь 1944 года, пока полностью была не снята блокада Ленинграда.
В январе 1943 года было налажено железнодорожное сообщение, сделана переправа. Чтобы эшелон мог беспрепятственно дойти до места назначения, наши солдаты начинали атаковать немцев, тем самым отвлекая нацистов от эшелона и направляя весь удар на себя. До тех пор, пока Ленинград был полностью не освобожден, шли непрерывные бои, где гибли наши солдаты.
Солдаты гибли не столько от вражеских пуль, сколько от условий, в которых они находились. Болото, под ногами жижа, даже зимой она не замерзала.
Наши солдаты по этим болотам шли в атаку на высотки, которые находились в подчинении у немцев. Даже от простого ранения, если боец терял равновесие, падал в эту жижу, то просто захлебывался. И условия, в которых жили, оставляли желать лучшего: в блиндажах холодно и сыро. Не было времени и возможности толком помыться и высушить одежду. Иногда доходило до такого, что бойцам приходилось идти в атаку зимой в ботинках, а весной — в валенках. Поэтому многие погибли от обморожения и простуды.
Когда наши бойцы пытались прорвать к немецким войскам (а это было очень сложной задачей), погибших было очень много. Забрать бойцов с поля боя у однополчан просто не было возможности, а тем более, предать их земле. Конечно, если умирали в тылу или госпиталях, там обязательно хоронили бойцов с почестями. Но те ребята, которые остались в лесах, в болотах — лежат там до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.