Антонина Яковлевна Колотилова.
(04.02.1890 – 06.07.1962)
Встречи в Никольске.
Ровно сто лет назад в сентябре 1909 года в деревню Пелягинец Байдаровской волости Никольского уезда после окончания Велико–Устюгской женской гимназии приезжает открывать новую школу молодая учительница. «Вот я и Антонина Яковлевна. Так здесь зовут меня дети и все деревенские жители. Уже привыкла. Живу при школе, которая размещается в избе» – так напишет она родителям на почтовой открытке. Ей в ту пору было 19 лет.
Антонина Яковлевна Колотилова известна, прежде всего, как организатор и руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, коллектива, который составляет славу и гордость российской культуры. Всю свою жизнь эта женщина посвятила народной песне, северному фольклору, развитию самобытного хорового искусства. Радостно сознавать, что Антонина Яковлевна наша землячка. Она не только родилась на территории Никольского уезда, но и учительствовала в здешних волостях. И у всех, кто был знаком с ней, она оставила только добрые и теплые воспоминания, а для многих Антонина Яковлевна была и осталась просто первой учительницей. Повествование пойдет именно о Никольском периоде жизни Колотиловой длиной в 10 лет. Именно здесь начинались истоки её педагогической деятельности и музыкальной карьеры.
Родилась Антонина Яковлевна Шерсткова 4 апреля 1890 г. в д. Жилино Плесовской волости Никольского уезда Вологодской губернии. Здесь, в Никольском уезде в деревне Пелягинец начала свою трудовую учительскую деятельность. Это была строгая, требовательная, но и добрая учительница. Так вспоминает о ней М. Карандашева: «Помнится, она была высокая, стройная с длинной темной косой и добродушными карими глазами. В тишине класса звучал приятный голос учительницы. В школе устраивали детские праздники. Антонина Яковлевна учила нас декламировать и петь, ставила с нами инсценировки. Мне хорошо запомнился один детский спектакль, в котором я исполняла роль садовника: я на сцене «работала с лопатой в саду, садила деревья». Эта же ученица вспоминает, как они носили одни валенки на несколько человек, по очереди, а по ходатайству Антонины Яковлевны ей и сестре дали ботинки и материал на платье. Радости не было границ. Учительница была приветливая, ласковая, гостеприимная. Одевалась очень хорошо, с большим вкусом. И девочкам хотелось иметь такое же платье как у учительницы. У учеников «появлялась влюбленность в неё». Дисциплина была отличная, умела подойти к каждому, ни кого не выделяя. Уроки пения были важным дополнением в учебном процессе, а Антонина Яковлевна любила песни и прекрасно их пела, и такой учитель музыки был большой удачей для школы и учеников. Здесь же, в Пелягинце и приобщилась Антонина Яковлевна к народной песне, русскому фольклору.
Деревня Пелягинец находилась на большом по тем временам расстоянии от города и сумела в чистоте сохранить старинные бытовые и культурные традиции. Народное творчество, с которым она столкнулась вплотную, увлекло учительницу. Здесь она окунулась в мир северной крестьянской песни, начала записывать мелодии, запоминала манеру исполнения народных песен, научилась причитать по невесте, величать песней жениха, усвоила манеру движения женщин в хороводах, кадрилях, поклонах. В 20 верстах от Пелягинца, в деревне Лубозино учительствовала сестра – Лидия. Имея свою лошадь – коня Малыша в упряжке, которую А.Я. получила по окончании гимназии, Тося частенько навещала сестру. Они вместе посещали крестьянские свадьбы и весенние гулянья, посиделки, игрища, запоминали песни, которые пели крестьяне. Так, обучая грамоте крестьянских детей, постигала новое и сама учительница. «Я очень любила песни – вспоминала сама Колотилова – и пела их сама. Вместе с крестьянами принимала участие в вечерках, хотя раньше учительницам это было строго запрещено. В зимнее время на паре лошадей с колокольчиком меня частенько увозили на крестьянскую свадьбу…». За это время записала сотни народных песен, обряд русской северной свадьбы.
В июне 2009 года сотрудники музея побывали в деревне Пелягинец. Сейчас она находится на территории Кич-Городецкого района в 3-х км от границы Никольского района и 1 км от дороги Никольск – В.- Устюг. Принадлежит Куриловскому сельскому поселению. Дорогу до деревни дважды пересекает речка, но ничего похожего на мостик там нет и дорога к деревне доступна только в летний период. В настоящее время там осталось три жилых дома и ещё два оживают в летний период. Коренных жителей – четверо, два мужчины и две женщины. Раз в неделю к ним приезжает автолавка. А так ближайшая деревня – Демино, что в 3-х км.
Когда-то это была большая деревня, более 50-ти домов, причем размещались они на одной улице по обе стороны дороги. До сих пор стоят дома-пятистенки с красивыми резными мезонинами и многочисленными хоз. постройками, давно и навсегда покинутые жителями. По рассказам старожила деревни Дербиной Марии Сергеевны, 1928 года рождения «богатая деревня была: своя столовая, магазин, общежития для рабочих, клуб. Население занималось в основном заготовкой и сплавом леса на реке Юг». Работала школа, открытая Антониной Яковлевной Шерстковой до 30-х г.г. ХХ в. После школы в этом доме был клуб, а позже дом был продан и перевезён в Курилово. Сейчас на этом месте пустырь, заросший травой, как впрочем и по всей деревне в целом, за исключением нескольких жилых домов. Уныло выглядит деревня, отжившая свой век. А тогда, сто лет назад это было начало начал для Антонины Яковлевны Шерсковой.
После Пелягинца в 1912-1914 г.г. А.Я. работала в Кожаевской школе, где также наряду со школьной деятельностью она увлекается и народным творчеством. В музее сохранился Новый Завет, изданный в Санкт-Петербурге в 1912 году. Антонина Яковлевна подарила его одному из своих учеников с такой надписью: «Сие Св. Евангелие дано ученику Сорокину Валентину при окончании им Кожаевского начального земского училища, на память о времени пребывания в училище, за труды и в напутствие при вступлении в жизнь. Учительница А. Шерскова 1914 г. Марта 14-го». Весной этого же года А.Я. выходит замуж за Никольского нотариуса Владимира Васильевича Колотилова. Так она стала Колотиловой и стала жить и работать в Никольске, в городе, славящемся на всю округу дарованиями.
«Пятилетний» Никольский период в биографии Колотиловой также был очень насыщенным и значимым для её дальнейшей судьбы. Она продолжала работать в школах города учительницей, интересовалась народной песней. Здесь она встретила человека образованного, близкого по духу, превратившего ее в артистку.
Никольск начала ХХ века – скромный уездный городок с тремя тысячами жителей – имел две начальные школы, реальное и духовное училища, женскую гимназию и учительскую семинарию. Соответственно, в городе работал немалый слой учительства, который не ограничивал свою деятельность рамками учебных занятий. Преподаватели ставили любительские спектакли, активно участвовали во всех видах музицирования – хорах, публичных концертах, домашних музыкальных кружках. Большое число любителей пения объединяли хоры учительской семинарии, женской гимназии и духовного училища. В духовном училище работал педагог-музыкант Павел Васильевич Рычков. Его хор мальчиков и мужской вокальный ансамбль не только участвовали в богослужениях, но и выступали в светских концертах. Под руководством Евангела Васильевича Яхлакова был организован смешанный хор. Этот коллектив исполнял произведения П. Чеснокова «Дубинушка», «Теплится зорька», С.Рахманинова, А. Гречанинова, произведения западно-европейских композиторов: И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена. В начале первой мировой войны хор разучил и исполнил гимны стран-союзниц России: британский, французский, бельгийский, черногорский. Концерты смешанного хора устраивались дважды в год и входили в размеренно-однообразный быт Никольска как большой праздник. В этих выступлениях всегда участвовали любимые никольчанам солисты, среди которых была и Антонина Яковлевна Колотилова. Она любила петь Романс Тамары из оперы А. Рубинштейна «Демон», арии из опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».
В сложное время войн и революций город жил наполненной самобытной духовной жизнью. В Никольске были хорошие музыкальные силы, и Антонина Яковлевна Колотилова попала в свою музыкальную среду. Своей вокальной наставницей Антонина Яковлевна считала Марию Зигер Корн — преподавателя музыки в педучилище. Она учила детей игре на фортепиано, выступала как солистка и непременный аккомпаниатор на сех выступлениях, вокальных ансамблей, хоров. Мария Зигер Корн в прошлом – итальянская певица, артистка миланской оперы. У нее Колотилова брала уроки сольного пения, музицировала. Вместе выступали на концертах, Мария Евсеевна аккомпанировала на фортепиано. Это был подарок судьбы: в течении нескольких лет встречаться, музицировать, учиться пению и музыке у профессиональной итальянской певицы. Все свободное время, все вечера отдает спевкам, репетициям и концертам.
Эта женщина талантлива певица, испытавшая счастье учиться и петь в Италии, но вынуждена в расцвете лет проститься с большой сценой, поселиться в провинциальном городе на севере России и в одиночестве закончить в нем свои дни. Мария Евсеевна Зигер Корн родилась в Ярославле в 1869 году в семье врача, из дворян. Национальность — полька. Окончила ярославскую женскую гимназию, затем, проявив музыкальные способности, поступила в музыкальную школу филармонического общества в Москве, где проучилась три года. 12 лет жила в Италии, где окончила Миланскую консерваторию и была оперной артисткой. С 1909 по 1914 года она жила в Москве, где совмещала работу артистки с педагогической деятельностью, принимая участие в концертах и преподавая сольное пение. Знала немецкий, французский и итальянский языки. В 1914 году приехала к сестре Брониславе Дроздовской в Никольск, так здесь и осталась. В Никольске она занималась преподаванием сольного пения и рояля в учебных заведениях города до 1941 года. Конец жизни у Марии Евсеевны был тяжелый. В дни великой отечественной войны от холода и недоедания в одну ночь умерли и сестра Бронислава, и ее сын Юлий. А Мария Евсеевна свои последние дни провела в одиночестве в доме инвалидов.
Последний их совместный концерт в Никольске состоялся 7 июля 1919 года. Сохранилась фотография, запечатлевшая трех музицирующих женщин – пианистки, скрипачки и певицы, одна из которых в руках держит клавир оперы «Русалка» — это А.Я.Колотилова, а рядом слева за фортепиано сидит Зигер Корн, скрипачка – немка Ирма Ивановна, которую также занес в Никольск ветер революций. Обе эти женщины профессиональные музыканты, много и плодотворно работали в нашем городе. На обороте фотографии надпись: «В память последнего концерта в Никольске. Дорогой А.Я.Колотиловой от М. Зигер. Никольск, 7.7.19 г.». В этом же году Колотилова попрощается с Никольском и переедет в Великий Устюг, где начнется совсем другая жизнь артистки.
О Никольске в биографии А.Я. написано немного, возможно не часто и немного вспоминала. Но тем не менее, этот период был важным и значимым в её жизни. Возможно, именно здесь, в Никольске, она впервые выступала на сцене, здесь открыла для себя мир музыки, песни. Простая сельская учительница огромную любовь к песенному народному творчеству не только пронесла через многие годы, но и оставила эту любовь в своих учениках. А.Я. Колотилова оставила свой след в учениках. «Чудесная была учительница. Любила петь. Через всю жизнь я пронесла любовь к музыке, любовь к пению, к народной русской песне. И заслуга в этом – Антонины Яковлевны» — это слова признания ученицы Т.Н. Чирковой. С большой благодарностью вспоминает любимую учительницу Александра Васильевна Тельтевская – сестра М.В. Тельтевской профессора Саратовской государственной консерватории имени Собинова. Сейчас уже трудно оценить какое влияние оказала Колотилова на крестьянскую девочку Женю Тропину, впоследствии артистку Ленинградского театра оперы и балета – Евгению Александровну Тропину – Бутягину. Как вспоминали её родственники, Женя не любила частушки, с юных лет пела народные песни «Сарафанчик-раздуванчик», «Не шей ты мне матушка…», «Жаворонок».
Как мы видим, Никольск начала ХХ века взрастил и выпустил в жизнь, на большую музыкальную сцену, немало артистов и известных людей. И мы вправе гордиться этим.
В конце 1957 года Колотилова написала письмо в Никольск: «Дорогие товарищи! Настоящим письмом мне хочется задать вам несколько интересующих меня вопросов по состоянию народного искусства вашего района. Никольский район, мой родной район, моя родина и он мне дорог и многое я приобрела в нем из песенного искусства, с которым навсегда связала свою творческую жизнь». Далее следуют вопросы. Поются ли песни? Какие танцы теперь танцуют? Как обстоит дело с самодеятельными хорами? Играют ли на тальянках? Как отмечаются свадьбы? Проводятся ли традиционные свадебные обряды? Интересуется, как обстоит дело в Пелягинце, есть ли там начальная школа, которую она открывала в 1909 году. Колотилова прислала в подарок свою фотографию, рассказала о планах хора. Есть в письме и такие строчки: «Я всегда с благодарностью вспоминаю свой город, которому многим обязана. Как много хороших воспоминаний осталось от прекрасных людей, деревень, где я учительствовала!»